Гипсовые светильники, какие выбрать и где применяют

Особенности встраиваемых светильников для потолка из гипсокартона

Главной отличительной чертой потолочного фонаря является простота его конструкции. Количество операций, необходимых для установки светильников в потолок из гипсокартона, сведено до минимума. Но не стоит настраиваться на легкое решение проблемы, зачастую купленные в салоне фонари и элементы подсветки могут таить в себе неприятные сюрпризы.

Электрики, занимающиеся установкой встроенных светильников в гипсокартон, рекомендуют обращать внимание на следующие нюансы:

  • В мире выпускается огромное количество разных моделей светодиодных и галогеновых источников света, рассчитанных на установку именно на гипсокартон. При этом большая часть моделей изготавливаются по открытой схеме. Это означает, что у светильника имеется лицевая панель, отражатель и рамка-корпус, на которой удерживаются остальные детали. Почти всегда производитель экономит на фиксаторах, поэтому нужно быть готовыми к тому, что именно пластиковая пружина или зажим крепления светильника к гипсокартону сломается при первой попытке монтажа;
  • Большинство приборов освещения выпускается по стандартным монтажным размерам корпуса и клеммных разъемов для подключения проводки. Если покупается фонарь известного бренда или производителя, то проблем, как правило, не бывает. С другой стороны, более дешевые модели светильников, особенно китайского производства, могут «порадовать» при монтаже нестандартными формами и размерами, отваливающимся отражателем или отсутствием пружины крепежа.

Совет! Покупать красивые точечные светильники для гипсокартонных потолков лучше совместно со специалистом, могущим выбрать наиболее качественные изделия, а заодно и порекомендовать к монтажу ту или иную модель, в зависимости от интерьера и условий организации освещения помещения.

Преимуществом и одновременно недостатком современных встроенных светильников является пониженное напряжение питания. С одной стороны, это безопасно, с другой, означает, что, помимо самого корпуса фонаря, в пространстве между черновым потолком и гипсокартоном необходимо будет разместить дополнительный блок питания или понижающий трансформатор. Это небольшой блочок, размером чуть больше зарядного устройства для телефона, но его тоже нужно будет закрепить, а иногда и дополнительно зачехлить от конденсата или случайных повреждений при монтаже.

При выборе модели светильника нужно учитывать ремонтопригодность конструкции. Условия монтажа должны обеспечивать беспроблемное снятие лампы или светильника целиком с гипсокартоном без повреждения.

Это интересно: Как менять лампочки в натяжном потолке — как поменять светодиодную потолочную лампочку, как заменить, замена

Особенности светодиодных светильников для потолков

Осветительную функцию здесь несет светодиод – электричество напрямую превращается в свет. Свет подается бесперебойно благодаря встроенному трансформатору. Преимущества:

  • Большой срок службы (5-6 лет);
  • Практически не нагреваются (нечему испускать тепло);
  • Существуют энергосберегающие виды;
  • Подходит для любых натяжных потолков.

Если взять другие помещения, то к примеру потолочная люстра для гостиной – будет более правильным решением.

Недостатки:

  • Довольно большая цена по сравнению с другими видами;
  • При сгорании лампы из-за того, что она чаще всего встроена в светильник, необходимо будет полностью сменить световой прибор.

Определяем задачу освещения

Для правильного выбора светильника необходимо установить, какой тип подсветки требуется в той или иной зоне помещения.

Общее или окружающее освещение

Это освещение также называют окружающим. Его основная задача – равномерное обеспечение светом всей площади помещения.

Чаще всего для окружающего освещения применяются потолочные приборы освещения, например люстры.

Рабочее освещение

Такой тип освещения необходим для обустройства рабочего места, например компьютерного стола, кухонных поверхностей, швейной машинки.

Для этих целей чаще всего применяются настольные или напольные лампы, в которых можно регулировать угол падения света.

Дизайн-проект от We Are Huntly Studio

Акцентное освещение

Применяется для выделения в интерьере отдельных объектов, а также для подсветки в коридорах, на лестницах, в прихожей.

В качестве акцентных осветительных приборов используются настенные светильники (бра).

Выделяют также местное и декоративное освещение. Первое предназначено для зонирования пространства и подсвечивания отдельной зоны в комнате.

Второе – временное и применяется в качестве дополнительного праздничного декорирования комнаты (гирлянды).

Соединяя традиции и креатив

История использования гипса насчитывает много веков. Но сегодня человечество заново открывает для себя этот материал, находя ему применение в новых сферах. Стиль жизни в XXI веке предполагает экологичность, разумную экономию и творческий подход к решению любых задач. Гипсовые светильники КОМТЕХ полностью отвечают современным требованиям. Подобные изделия уже несколько лет широко используются в Германии, Италии и Франции — странах, диктующих миру моду на интерьерные решения. Теперь гипс доступен и россиянам.

Безопасные, функциональные, надежные светильники из гипса позволят каждому создать свой собственный шедевр, проявив творческие способности, и сделать так, чтобы в жизни стало больше света и ярких красок.

Миф № 6. Несмотря на внешнее сходство, гипсовый лепной декор обходится значительно дороже полиуретанового

Это действительно так, но конечный результат того стоит. Гипсовые композиции, созданные руками опытных мастеров — настоящие шедевры, произведения искусства. Все предметы декора уникальны, ими можно любоваться бесконечно.Современные техники декорирования позволяют придать гипсовым элементам какой угодно оттенок, благодаря чему они будут уместны в любом помещении. Сложные художественные композиции придадут больше изящества комнате в стиле барокко, а простые геометрические формы из гипса отлично впишутся в современный интерьер.

Конструкция точечного светильника

Точечный светильник представляет собой узконаправленный прожектор в миниатюре. Он состоит из корпуса, в который устанавливается патрон для крепления лампы с тем или иным типом цоколя и фокусирующая система, обеспечивающая заданный телесный угол световому пучку.

Корпус

Если осветитель встраиваемый, то особых требований к внешнему виду корпуса, кроме лицевой его части не предъявляется – после установки он не будет виден и носит чисто функциональный характер. Приборы, работающие с лампами накаливания, в том числе и галогенными, имеют вентиляционные отверстия. Устройства на светодиодах нередко оснащаются собственными радиаторами.

В поворотных конструкциях оптическая система вместе с лампой может отклоняться на произвольный угол. Это позволяет легко изменять направление луча без демонтажа устройства.

Установка накладного светильника на гипсокартон производится при помощи обычных кронштейнов или крепежных отверстий в основании. Встроенные приборы за редким исключением закрепить подобным образом нельзя, а потому их снабжают скрытыми фиксаторами той или иной конструкции.

Наибольшее распространение в светильниках для установки в гипсокартон получили пружинные фиксаторы. Перед установкой фиксаторы прижимаются к корпусу прибора, а после – самостоятельно распрямляются и обеспечивают надежное крепление корпуса устройства в установочном отверстии.

Фокусирующая система

Основное отличие точечного светильника от обычного осветителя – узкий сектор покрытия, который обеспечивается установкой специальной фокусирующей системы. Обычно это рефлектор и/или фокусирующая линза, помещаемая перед осветительной лампой. Нередко и отражатель, и/или система линз встраиваются в корпус самой лампы, что существенно упрощает конструкцию светильника.

Светильник-хамелеон с множеством жизней

Гипсовые светильники IMPERIA российского светотехнического бренда КОМТЕХ — универсальное решение, которое украсит любой интерьер. Структура материала позволяет наносить на его поверхность лакокрасочные покрытия всех видов, благодаря чему светильник можно покрасить в любой цвет. В зависимости от декора помещения светильники IMPERIA можно стилизовать под старину или наоборот — сделать их ультрасовременным элементом интерьера.

По вашему желанию поверхность IMPERIA может стать медной, серебряной или бронзовой. При использовании специальных покрытий возможно стилизовать светильник под дерево или слоновую кость.

Важным преимуществом гипса является возможность многократно перекрашивать светильник. Для этого достаточно обработать поверхность изделия абразивным материалом, очистив его от старого покрытия, а затем нанести новое. В случае ремонта помещения, если меняется его цветовая концепция, это позволит сохранить старые светильники, которые при этом будут выглядеть совершенно по-новому. Таким образом, можно многократно продлевать срок службы светильника, раз за разом изменяя его внешний вид.

Самое простое и эффективное средство для покраски гипсового светильника — водорастворимая эмульсионная краска, с помощью которой можно быстро придать новый цвет светильнику. Если же необходимо выполнить художественную роспись поверхности, нанести на нее орнамент, то лучше использовать масляные краски. Перед нанесением таких покрытий поверхность светильника необходимо загрунтовать.

Если предполагается использовать встраиваемые потолочные светильники IMPERIA в обстановке с преобладающим белым цветом, то возможен их монтаж без покраски. Белые гипсовые светильники прекрасно впишутся в интерьеры классического стиля с лепниной, гипсовыми колоннами и пилястрами. Стоит отметить, что гипс не только функциональный и удобный, но и безопасный материал. Он не проводит электрический ток и не выделяет вредных веществ. При изготовлении светильников IMPERIA использован гипс с полимерными добавками, придающими корпусу дополнительную прочность.

Типы светильников

Перед тем, как выбрать светильник полезно узнать, какие типы осветительных приборов существуют.

По конструктивному исполнению светильники подразделяются на напольные и настольные.

Напольные светильники

К напольным светильникам относится торшер, являющийся универсальным осветительным прибором для различных типов помещений.

Его применяют не только для локальной подсветки какой-либо зоны в комнате, но и в качестве декоративного элемента.

Напольные осветительные приборы могут иметь разнообразный дизайн, но чаще всего они выполнены в виде плафона на высокой ножке.

При этом в современных моделях высота и положение ножки может регулироваться, а абажур – сниматься, что очень удобно.

Более того такой прибор не нуждается в сложном монтаже, но он пригоден только для подсвечивания отдельных зон.

Настольные светильники

Настольные светильники представляют собой мобильные и компактные переносные конструкции на ножке с возможностью регулировки наклона, отличающиеся удобством в эксплуатации и небольшой стоимостью.

Их подразделяют на рабочие и декоративные, при этом в зависимости от назначения к таким приборам выдвигается ряд соответствующих требований.

Подвесные светильники

К подвесным приборам причисляют плафоны. Они предназначены для подсвечивания отдельных рабочих зон и зонирования пространства.

Также они могут крепиться на разной высоте.

Настенные светильники

К настенным светильникам можно отнести бра, которые монтируются на стене.

Чаще всего они применяются для акцентного освещения или подсвечивания отдельных зон в большом пространстве.

Встраиваемые светильники

К нему чаще всего относят точечные светильники (споты).

Они представляют собой небольшие осветительные приборы с направленным светом, распространяющимся под определенным углом, и могут использоваться в любых помещениях в качестве дополнительного источника света.

Точечные светильники из гипса

Гипс, до недавних пор, являлся незаслуженно забытым материалом, из которого можно создавать оригинальные вещи не только для интерьера, но и для уличного освещения. Этот материал имеет низкую себестоимость и довольно прост в обработке, после которой неплохо держит форму, что позволяет изготавливать из него осветительные приборы разных размеров.

Гипсовые светильники смотрятся достойно как в помещении, так и на улице. Довольно часто такие приборы используются садоводами в своих садах в качестве декоративного освещения.

Это интересно: Как установить точечные светильники в гипсокартон если вы делаете это впервые: поясняем по пунктам

Способы изготовления подобных элементов

Изготовление гипсовых конструкций по праву можно отнести к искусству. Гипс – материал, предоставляющий большое пространство для творчества, даже простые архитектурные формы, выполненные из гипса, смотрятся привлекательно и изысканно.

Схема производства гипса.

На более ранней стадии гипсового производства такие изделия изготавливались способом ручной лепки. Такой процесс был довольно трудоемким. По прошествии определенного времени стали изготавливать светильники точеные и выполненные при помощи резьбы.

Современное производство предусматривает изготовление декоративной части светильника способом прессования или отливки с использованием специальных форм. Формы изготавливаются либо из металла, либо из силикона. Чтобы закрепить изделие из гипса в нужном месте, используется специальный клей.

Гипс относится к материалам, которые придают изделию естественную и точную форму. Экологическая чистота такого элемента декора вам гарантирована, так как гипс – природный материал.

Еще одним преимуществом гипсовых светильников является их негорючесть. Это свойство способствует поддержанию пожарной безопасности в вашем доме. К недостаткам такого материала, как гипс, можно отнести его свойство гигроскопичности. В основном эта проблема легко решается использованием специальных материалов, обладающих пропиточными свойствами.

Виды потолочной розетки в интерьере

Многие подобные элементы декора выполнены в виде круга с современным рельефом. Существуют и другие разновидности изделий, выбор которых очень велик.

Они отличаются от традиционных вариаций по нескольким критериям: форме, материалам, фактуре и т. д. В общем же, все подобные предметы для потолка делают профильными и лепными, декорированными простым плоским рисунком или орнаментальным рельефом.

Накладная потолочная лепнина

Такой вид розеток на потолок производят в готовом виде, когда остается только установить изделие. Они стоят дороже других, поскольку изготовлены с применением специального основания, зато легко крепятся на любую поверхность. Бывают гладкими или рельефными.

Рельефные представлены несколькими деталями. При их монтаже сначала устанавливается основание, затем накладываются отдельные элементы. Гладкие изготовлены на основе натянутого профиля и включают несколько фигур разных геометрий. Чем сложнее узор, тем сложнее будет собрать рисунок на потолке.

Врезная потолочная лепнина

Такая розетка будет ненавязчивым украшением комнаты, за счет того, что служит естественным продолжением поверхности потолка.

При установке места соединений останутся практически не заметными. Ощущение естественности придают большое количество линий и деталей на розетках данного типа. Благодаря подобному элементу декора можно сделать оригинальные конструкции. С их помощью создается эффект дополнительного объема.

Купола и кессоны

Имеют вогнутую форму, поэтому монтировать их можно только в подвесные потолки. Но зато они – настоящее украшение потолка для комнаты с большой площадью. Оба вида предназначены для подвесных потолков. Основное отличие между ними – форма. У кессонов она квадратная, а у купольных розеток – в форме купола.

Распространенные материалы для изготовления кессонов – пенопласт и полиуретан.

Миф № 1. Недолговечность гипса

Наверное, это распространенное заблуждение навеяно эпизодом из книги «Трое в одной лодке…», где гипсовый муляж форели сорвался со стены и рассыпался на мелкие кусочки.

Но люди, считающие гипс недолговечным материалом, забывают о многочисленных гипсовых памятниках архитектуры, которые сохранились до наших дней. Это готические замки, дворцы и поместья эпохи Возрождения, прекрасные статуи. Им несколько сотен лет.

Таким великолепием могли окружать себя лишь аристократы и очень богатые люди. Теперь лепнина ручной работы стала более доступной, но своей долговечности она не утратила. Наоборот, современные изделия из гипса стали более прочными и служат дольше благодаря внесению в раствор специальных добавок. После застывания он становится плотным и твердым, как камень.

Бытует мнение о том, что полиуретан обладает более высокими эксплуатационными характеристиками. Это заблуждение. Полиуретан менее устойчив к деформациям, чем гипс. Кроме того, искусственный материал со временем ссыхается.

Учитывайте функцию каждой комнаты

Как правило, функция освещения попадает в одну из трех категорий: окружающая среда, задача и акцент.

Общее или внешнее освещение действует как общее освещение комнаты. Оно освещает всю комнату и считается «естественным светом». Вы можете использовать люстру, подвесной светильник, трековое освещение или настенные бра, чтобы создать окружающий свет, заполняющий вашу комнату.

Подсветка рабочего места отвечает за освещение рабочей зоны или зоны чтения. Вы хотите, чтобы это освещение было ярче, чем окружающее освещение в комнате, чтобы контраст фокусировал свет в необходимой вам области? Настольные лампы и кухонные светильники или светодиодная лента под верхними кухонными шкафами являются типичными вариантами рабочего освещения. Но имейте в виду, что уровень освещения ленточной LED-подвески рабочей поверхности кухни (столешницы) зависит от того, какие яркие вы используете светодиоды.Акцентное  освещение. Этот вид освещения в квартире или доме выделяет определенную область в помещении, например произведение искусства или книжный шкаф. Обычно он создает тень вокруг объекта для драматического эффекта. Настенные светильники и ландшафтные светильники являются обычными акцентными светильниками.

Чтобы правильно осветить комнаты с помощью этих видов освещения, подумайте, как вы собираетесь использовать каждую комнату, и определите, есть ли что-нибудь, что вы хотите подчеркнуть в комнате. Затем приступайте к созданию разного вида освещения. Эксперты рекомендуют начать с внешнего освещения, а затем подумать о рабочем и акцентном освещении:

Затем подумайте, куда будет направлено освещение в комнате. Пока не беспокойтесь о светильниках, просто подумайте о том, где вы хотите, чтобы различное освещение было в комнате. Если вы не знаете, с чего начать, рассмотрите следующие общие правила для каждой комнаты:

  • Гостиная: в дополнение к рассеянному освещению издание Real Simple предлагает использовать акцентный свет в одном углу комнаты. Сосредоточьтесь на каком-либо предмете, например произведении искусства или стуле.
  • Кухня: добавьте рассеянное освещение над головой, затем добавьте более низкое рабочее освещение, чтобы осветить столешницу. Если возможно, раковина также является хорошим местом для добавления рабочего направленного освещения.
  • Спальня: в спальне обычно ставят рабочее освещение на тумбочке. Журнал Real Simple также рекомендует общий верхний свет направлять в сторону от кровати. Они предлагают направить верхний свет от кровати, например, в сторону гардеробной.
  • Ванная: освещение в ванной может быть нелегким делом. Вам нужно рабочее освещение для зеркала, но есть проблема — верхний рабочий свет может создавать некрасивые тени. Рассмотрите возможность освещения зеркала с обеих сторон. Затем используйте верхний рассеянный свет, чтобы полностью осветить комнату. 

Конечно, если вы арендатор, возможно, вы не сможете многое изменить с освещением в доме или квартире. Но эти общие рекомендации могут дать вам представление о том, как работать с тем, что у вас есть.

Определение уровня освещения

Известно, что проблемы со зрением, упадок сил и постоянные мигрени могут возникнуть из-за плохого освещения в комнате.

Недостаток света негативно сказывается и на психологическом состоянии человека, поэтому расчет уровня освещения является наиболее важным этапом в процессе выбора светильника.

В интернете существует масса программ, позволяющих вычислить приемлемый для конкретной комнаты показатель, например Dialux. Однако вычислить уровень освещения можно и по специальной формуле вручную.

Данная формула основана на соотношении общего светового потока приборов с учетом поправочного коэффициента.

Выглядит расчет следующим образом: Е (лк) = F (лм) / S (кв. м) × η, где:

  • рассчитываемый показатель Е представляет собой уровень освещения помещения, исчисляемый в Люксах;
  • F – это яркость, измеряемая в Люменах (найти ее значение можно на упаковке);
  • S – площадь комнаты, для которой делается расчет;
  • η – поправочный коэффициент, отражающий долю света, доходящего от прибора освещения до рабочей поверхности.

Корректирующий коэффициент необходим для того, чтобы расчет получился более точным.

Иначе в формуле не будет учитываться то, что не весь свет от осветительного прибора достигает цели, а частично рассеивается, попадая на стены, потолок или предметы обстановки.

Среднее значение данного показателя равняется 0,5.

Полученный в процессе расчета показатель необходимо сравнить с нормами освещения помещений, которые прописаны в специальных стандартах.

В частности ориентировочные цифры указаны в СанПиН 2.21/2.1.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», а также в СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».

Согласно им уровень освещения должен соответствовать следующим нормам в зависимости от типа помещения:

  • спальня и гостиная комната – до 150 лк;
  • детская – 200 лк;
  • кабинет или комната, предназначенная для чтения – 300 лк;
  • ванная, туалет – 50 лк.

Что касается офисных помещений с установленной в них компьютерной техникой, то согласно нормам, уровень освещения в них должен быть около 400 лк.

Однако допустимо использовать и светильники с более высокой яркостью, ведь большая часть производителей указывают на упаковке не точные, а завышенные данные, касающиеся значения светового потока.

Варианты креплений

Крепление анкером

Такой тип крепления используется для подвешивания наиболее тяжелых светильников. Люстра фиксируется прямо к потолочным плитам или деревянным балкам, в зависимости от того, что является базовым перекрытием. Если точка крепления не одна, то для каждой создается выделенное отверстие в гипсокартонном листе.

Вначале делают разметку. Точно замеряют все расстояния от центров отверстий до их краев. При этом необходимо, чтобы диаметр отверстий позволял закрепить в них анкеры. Последние должны входить плотно, но без чрезмерных усилий.

Анкерные крепления подбирают с учетом предстоящей нагрузки, и даже с некоторым запасом. Сверла или бур должны соответствовать диаметру нужного отверстия, которое делают с помощью перфоратора.

Крепление на крюк

Данный способ фиксации осуществляется одним из трех предложенных ниже способов:

  1. С резьбой. Крюки с резьбой наиболее эффективно используются для установки в деревянные балки перекрытия. Выпускаются устройства для подвешивания самой разной длины. Поэтому подходящий элемент выбирается под дистанцию между гипсокартонным листом и участком крепления, а также глубину монтажа в дерево. Просверливаем отверстие в балке, диаметр которого чуть меньше диаметра крюка. Далее закручиваем крепежный элемент в балку. После этого размещаем светильник.
  2. Подвес. Крюки используют и в потолках, где перекрытия выполнены из железобетонных плит. Такие плиты часто имеют пустоты. Местонахождение пустотных каналов следует иметь в виду при проведении разметки. Проделываем с помощью перфоратора отверстие в плите (глубина — от 50 до 70 мм). Вводим в отверстие арматуру или шпильку (в 2 раза более длинную, чем диаметр отверстия). Далее располагаем арматуру вдоль пустотного канала плиты. Создаем обоюдозагнутый крюк из проволоки (диаметр 5-9 мм). Одну петлю цепляем за расположенный в плите штырь, а другую — используем для размещения на ней люстры.
  3. Пружинный складной дюбель. Данный вид крепления используется для установки в гипсокартонный лист. Однако возможен его монтаж и непосредственно в плиту перекрытия. На одном из концов дюбеля есть раскладные лепестки, раскрывающиеся после установки их в отверстие. В случае с пружинными дюбелями не нужны какие-либо дополнительные поперечно расположенные штыри. Диаметр отверстия под дюбель выбирается чуть большего размера в сравнении с диаметром сложенных лепестков.

Указанные выше способы крепления светильников являются основными, когда речь идет о потолках из гипсокартона. Однако данный перечень не является исчерпывающим: при желании можно применить и другие способы фиксации люстры. Главное, чтобы крепление было надежным.

Инструменты и материалы

Для выполнения работ понадобятся следующие инструменты:

  1. В случае с бетонными перекрытиями нужны перфоратор и несколько победитовых сверл. Если же отверстия нужно делать только в гипсокартоне (или подобных мягких материалах), достаточно электродрели и шуруповерта.
  2. Пассатижи или плоскогубцы. С их помощи будем завинчивать крюк в дюбель. Также пойдет отвертка с толстым жалом.
  3. Чтобы правильно подключиться к сети, понадобится набор электрика. Необходимы следующие инструменты: бокорезы, нож, отвертка-индикатор.

Также понадобятся следующие материалы:

  1. Сама люстра, которую будем устанавливать.
  2. Металлические молли с крюком или пластиковый дюбель с аналогичным приспособлением.
  3. Если крепление устанавливается непосредственно в гипсокартон, используем молли с пластиковой цангой. В данном случае они не менее эффективны, а цена —ниже.

Источник: ledsshop.ru

Тёплый Дом